Пятница, 29/08/2014 - 17:46 3423

Варвара Лозенко: 320 исландцев

У Варвары два высших образования: лингвистическое и искусствоведческое. Фотографией занимается с 1999 года. Снимает для таких журналов как Большой Город, Русский Репортер, Афиша, Огонек, Esquire, Harpers Bazaar, Vogue, Вокруг Света, Geo, National Geographic Traveller.

 

О фотографии

Я как-то сразу поняла, что я фотограф. Начала фотографировать, еще учась в инязе, и потом пошла изучать историю искусств. Искусствоведческое образование очень помогло, потому что я увидела контекст. Фотография для меня - это художественное творчество. Меня интересуют человеческие истории, нравится изучать людей. Поэтому в основном мои съемки - портретные.

Фотография мне идеально подходит, потому что это такое искусство, в котором временной зазор между замыслом и его осуществлением - минимальный. Я не могу быть живописцем или скульптором - у меня нет усидчивости. В фотографии есть элемент спонтанности, когда ты что-то придумываешь и тут же можешь воплотить.

Почему я занимаюсь аналоговой фотографией? Для меня важен момент волшебства и ожидания чуда - проявление того, что снято.

Когда я начинала фотографировать в 1999 году, цифровых камер почти не было. Я должна была сама понять, что такое выдержка, что такое диафрагма, как устроен объектив. Сейчас, возможно, люди, которые начинают фотографировать, даже не задумываются об этих аспектах, все просто делается в автоматическом режиме. Вероятно, я бы не была так очарована всем этим процессом, если бы мой первый фотоаппарат был цифровым. Для меня важен артефакт - пленка, на которой отразилась реальность. Негатив - это документ, в буквальном смысле временнОй слепок. Для меня важна природа пленочного артефакта. Важно, что мои снимки - не просто цифровые файлы, а у них есть физический носитель. Цифровая фотография - это абстракция, что-то слишком эфемерное для меня. В этом смысле я немного старомодна. Пленочные негативы - как некий продукт моего ремесла, и для меня они важны. У меня есть сентиментальная привязанность к материальному выражению фотографии - к пленке.

 

Об Исландии и исландцах

У меня всегда была немного наивная и юношеская мечта - увидеть китов. Моей любимой книгой в детстве был "Моби Дик”. Но киты - только один из мотивов. Я ничего не знала об Исландии, кроме того, что это родина певицы Бьорк, и что там есть айсберги и удивительная природа. В первый раз я поехала в Исландию летом 2007 года волонтером на два месяца, участвовала в экологических проектах по уборке рыболовецкого мусора на побережье. Это была тяжелая физическая работа на открытом воздухе, с непростыми погодными условиями, сильным ветром и почти непрерывным дождем. После этого опыта я начала по-другому относиться к людям, занимающимся физическим трудом: рабочим, дворникам, садовникам. Этот опыт открыл глаза на многие вещи. Программа “городского высокомерия” к людям определенных специальностей просто стирается. Надеюсь, меня этот опыт сделал чуть лучше, как человека.

В исландцах меня поразили удивительное спокойствие, открытость, искренность, они откликаются на любой вопрос, просьбу. Когда их фотографируешь, они непосредственны как дети, которых фотографируют в первый раз. Такое ощущение у меня возникает каждый раз, даже если я фотографирую сурового на вид 50-летнего моряка. Меня как фотографа поразило то, что у исландцев почти нет шаблонов относительно того, что такое фотография и как надо позировать. Исландцы расслаблены. Не говоря уже о том, что все они очень красивы внешне.

Обычно в Исландию едут фотографировать гейзеры, вулканы, водопады. Мне же захотелось фотографировать именно людей и сделать портретный проект. Но я никак не могла найти объединяющую идею, кроме того, что все они - жители Исландии. Сначала я подумала, что стоит снять портретную серию из ста человек, не знаю, откуда взялась эта цифра. Уже позже пришла идея, что это должно быть 320 портретов. Потому что на меня до сих пор сильное влияние оказывает тот факт, что в стране всего 320 тысяч человек. На меня, человека родившегося в Москве, этот факт действует совершенно магически. Я сама до сих пор в это не могу поверить. Это даже меньше, чем население Твери! Остров только кажется маленьким, но когда приезжаешь туда и начинаешь ездить по нему, то видишь километры первозданной планеты. Все выглядит так, как выглядело несколько сотен и тысяч лет назад. Это ощущение наслоения времени, или, наоборот, отсутствия времени, переворачивает сознание. 

 

О проекте

Для меня этот проект - прежде всего вызов.  В своей жизни я еще не делала ничего более глобального. Я хочу запечатлеть одну тысячную населения Исландии. Хочется рассказать миру о том, кто такие исландцы. Показать исландцам то, как я их вижу. Фотографы, приезжающие в Исландию, фотографируют в основном необыкновенную природу. На людей почти не обращают внимания. Я же хочу сделать групповой портрет страны, целой нации. Для меня это что-то вроде этнографического исследования. Я хочу рассказать  людям о людях. Хочется продолжать традиции исследователей и путешественников, рассказать одним народам о представителях других народов. В этом смысле, я занимаюсь своей непосредственной университетской специальностью - межкультурной коммуникацией.

На данный момент я провела в Исландии суммарно 5 месяцев и сфотографировала около 200 исландцев. Я фотографирую людей без какого-то предварительного знакомства, это люди, с которыми я сталкиваюсь по воле случая, путешествуя по стране. Я не знаю, кого я встречу завтра и встречу ли вообще. Для меня, как для человека, живущего в городе с населением 20 миллионов человек, нахождение в Исландии - это переживание духовного порядка.

Я хочу показать людей людям. Фотография - это профессия, которой я зарабатываю себе на жизнь. Люди, которых я фотографирую по работе, - актеры, музыканты, политики. Это не простые люди, а известные, публичные. А проект “320 исландцев” - противовес этому. Любой человек заслуживает внимания и понимания, просто потому, что он существует. Не важно, кто он - сантехник, фермер. Большая часть людей в моем проекте - простые люди, ничем не знаменитые, не написавшие поэм, не снимавшиеся в фильмах, не доказавшие теорем. Мне хочется возродить давно забытые понятия человеческого достоинства, ценности человеческой жизни. Любой человек достоин уважения, внимания, любви. Хочу пробудить в социуме уважение к простым людям. 

Я вижу продолжение проекта как книгу. Также хотелось бы организовать выставку в Москве и в Рейкьявике.

 

 

Алвин и Хугбьёрт Мёллер, 11 и 7 лет, их собака Гримюр. Я познакомилась с их родителями и сделала семейный портрет со всеми четырьмя детьми на их родной ферме Итра Лон летом 2007 года. Алвину тогда было шесть, а Хугбьёрт около двух. В конце января 2013 года я снова поехала на полуостров Ланганес и провела пять дней в самом отдаленном населенном пункте северо-востока Исландии. Дети подросли за пять лет моего отсутствия: Хугбьёрт научилась выращивать кур, вязать, жарить яичницу и начала интересоваться модой. А Алвин теперь играет в футбол и пишет книгу о магических ритуалах.

 

Кристинн Никулассон, 54, механик из Копавогюра, одного из крупнейших пригородов Рейкьявика. В летнее время часто бывает на острове Флатей, где у него дача. Есть разница между просто летним домиком и дачей на острове Флатей. Обычно у исландцев дача или летний домик - это нечто довольно легкой конструкции, где можно находиться преимущественно с июня по август. Но дачи на острове Флатей - это бывшие деревенские дома, основательно построенные, причем давно - большая их часть 19 века, где люди жили круглый год до тех пор, пока в заливе Брейдафьордур не перевелась селедка. Всего в заливе Брейдафьордур около 2700 больших и малых островов. Еще сто лет назад их население насчитывало около 4000 человек. А сейчас там живут всего четверо, все остальные - дачники из Рейкьявика и его окрестностей. Все дома на острове Флатей имеют имена: под коньками выгравировано “Дом булочника”, “Дом лекаря”, “Дом учителя”, “Дом на мысу”. Дом Кристинна называется как раз Benthus, “Дом на мысу”, он был построен в 1871 году. А его трактор Fergusson - модель 1958 года. Кристинн сам его отремонтировал и очень этим гордится. Мы познакомились на острове Флатей неподалеку от его дома, он ехал туда на тракторе - автомобилей на острове Флатей нет, они там запрещены (протекторат птичьего населения), поэтому почти у каждого серьезного дачника есть свой трактор. Была суббота, 5 июля 2014 года, было около четырех часов дня. Погода была очень холодная, с сильным ветром.

 

Это мальчик с парома: он махал рукой, когда паром причалил. Я была на берегу, он стоял на третьей палубе, на высоте метров пятнадцати от причала, улыбался и махал рукой. Наверное, он подумал, что я какой-то репортер из газеты, освящающий его прибытие на остров Флатей. Он явно был уверен, что я фотографирую именно его. В толпе других людей - детей и взрослых, он сошел на берег, положил свой рюкзак в садовую тележку (на Флатее нет машин, поэтому в порту стоит несколько тележек, чтобы те, у кого чемодан или много багажа, могли его транспортировать до своего дома) и растворился в радостной толпе прибывших отпускников. На следующий день я встретила его снова, с девочкой, наверное, сестрой. Когда он увидел меня, то закричал “Myndir! Myndir” (“Фоткай! Фоткай!”). Ну и я сделала вид что вроде как снимаю. На третий день я встретила этих детей в порту: они уезжали или кого-то встречали. Тогда я попросила его позировать мне по-настоящему. Я специально решила не спрашивать его ни о чем: ни как его зовут, ни сколько ему лет и откуда он. Я сразу как-то решила, что это будет просто “Мальчик с парома”. Была ясная погода, прохладно, но не так холодно, как накануне. Было воскресенье, 6 июля 2014, около четырех часов дня.

 

 


Елена Губанова
"Все будет не так, как мы решим. Все будет тогда, когда мы решимся". О. Хайям
Все статьи автора Хочу стать автором
ХОТИТЕ СТАТЬ АВТОРОМ?
Отправьте нам свою статью
Стать автором

Календарь событий

12 ноября 2015
ReForum 2015

Энергия лидерства на ReForum «Winning The Hearts» 2015

Подробнее
23 августа 2015
«Галчонок» зовет дружить

23 августа 2015 года, в саду «Эрмитаж» пройдет единственный в России инклюзивный благотворительный семейный фестиваль «Галафест».

Подробнее
23 апреля 2015
Мастерская "Осознанность: смелость быть собой"

Чтобы найти свое любимое дело, надо сначала найти себя. Чтобы найти вторую половинку, надо сначала найти первую. Как и иностранный язык, себя можно изучать годами.

Подробнее
20 марта 2015
Константин Батынков. Proкосмос

Хороший художник сочиняет собственный космос

Подробнее
УЗНАВАЙ ПЕРВЫМ самое интересное
Подпишись на рассылку
Подписаться
Войдите на yasok.ru,
чтобы получать обновления
Вы можете войти с помощью:
Или как пользователь сайта yasok.ru:
Зарегистрируйтесь на yasok.ru,
чтобы получать обновления
Вы можете зарегистрироваться с помощью:
Или как пользователь сайта yasok.ru: