Среда, 29/07/2015 - 18:00 4312

Плейбек-театр "Человек играющий"

Этой весной я случайно и впервые попала на перформанс плейбек-театра «Человек играющий». То, что я увидела и пережила за полтора часа, поразило своей подлинностью и человечностью. Это была такая концентрация смыслов в единицу времени, которую мне давно не приходилось испытывать. 

Конечно, захотелось как можно больше узнать самой и рассказать вам, нашим читателям, о плейбеке. Разобраться в теме мне помогла художественный руководитель московского плейбек-театра «Человек играющий» Наталья Куроптева. Наталья – психолог, экзистенциальный, гештальт и арт-терапевт, тренер и коуч, шаманка и сказительница. 

 

Наталья Куроптева, художественный руководитель

 

Плейбек – это театр зрительских историй. Любой человек из зала может рассказать свою историю, а актеры тут же на сцене спонтанно ее сыграют. Название плейбек (playback) родилось от фразы, бывшей когда-то девизом самой первой труппы: «We play the story back to you» (Мы играем историю, возвращая ее тебе).

Плейбек-театр зародился в 1980-е годы в США. Его создатель Джонатан Фокс изучал аутентичный театр, психодраму. Он много путешествовал и был просто зачарован тем, как некоторые народы через ритуалы проживали важные состояния и смыслы бессознательного, как бережно они обращались со снами, предчувствиями. Фокс долго экспериментировал с формой, пока не создал свое видение нового театра. 

Плейбек иногда называют театром психологических импровизаций или терапевтическим театром, так как на первом месте всегда чувства и эмоции. Каждый перформанс уникален, он рождается здесь и сейчас. Это встреча искусства и обычной человеческой жизни.

В зрительный зал приходят люди самых разных возрастов и профессий, у каждого свое настроение, свои чувства и эмоции, свои истории. И каждый находит в плейбеке что-то для себя: кто-то приходит за чувством общности и хорошим настроением, вместе можно посмеяться и поплакать. Для кого-то это возможность увидеть свою историю со стороны, открыть в ней новые смыслы, ресурсы. Для кого-то это шанс быть по-настоящему услышанным. Кто-то ищет подлинности, искренности, которых порой не хватает в повседневной жизни. 

 

Плейбек-театр "Человек играющий", выступление

 

Плейбек – инструмент для глубокого диалога. Его язык доступен всем. Поделиться можно любой историей, печальной или веселой, рассказом из офисных будней или историей любви, это может быть воспоминание из детства или история про будущее, сон или рассказ об эмоциях, главное – про себя. Джонатан Фокс в одной из своих лекций говорил о том, что плейбек-театр строится на идее обмена. «Рассказчик рассказывает свою личную историю публично в качестве подарка зрителям. Аудитория дарит свое пристальное внимание. Такой диалог, основанный на честном повествовании, уважительном слушании и творческом отражении, поощряет развитие сплоченности и доверия. Он может быть моделью для построения мира в разломанном мире».

Плейбек-театр фактически создает ритуальное пространство, в котором может быть рассказана любая история, какой бы обыденной, странной или болезненной она ни казалась самому рассказчику. В этом особом пространстве есть шанс проявить свою индивидуальность у каждого. С другой стороны, за счет взаимодействия и переживаемых совместно эмоций появляется чувство общности. Благодаря атмосфере безопасности может проявиться нечто чудесное, настоящее, непредсказуемое.  

Плейбек-театр дает возможность каждому быть услышанным. Есть много людей, которых не всегда слушают. Еще больше тех, чьи истории кажутся другим несерьезными, скучными, недостойными внимания. Джонатан Фокс говорит, что миссия плейбек-театра «предоставить пространство всем и каждому, чтобы все могли быть услышаны». Интересно применение плейбека в мире в качестве театра-медиатора. 

В Москве плейбек – это скорее «умное развлечение».

 

Плейбек-театр "Человек играющий" , выступление

 

– Наталья, расскажите о  «Человеке играющем». 

– Наш театр существует с 2012 года. И главный принцип работы – безусловное уважение к зрителю и рассказанной им истории. Важен каждый рассказчик: мы принимаем и ценим его таким, какой он есть. Второй момент – каждый из актеров в нашем театре может сыграть и первую роль, и фоновые роли. Это действительно сложный баланс, и я всячески выращиваю и лелею эту ценность. В классическом театре есть примы, и есть актеры на вторых ролях. Иногда это распределение зависит от таланта, а иногда подчиняется личным отношениям в театре и иной логике. В плейбеке иначе: часто сыграть центральную роль легче, чем красиво поддержать партнеров, выступив для них достойным фоном. Поэтому важна универсальность и многогранность актера, свобода от клише и амплуа. Еще у нас в театре удачно соблюден гендерный баланс – в труппе равное количество мужчин и женщин. Это позволяет нам нежно и красиво обращаться с женско-мужской темой.

 

Зрители во время выступления

 

– В вашем выступлении я увидела невероятную слаженность, фантастическую чувствительность друг к другу. Вы специально работаете над этим?

– Как приятно, что вы это заметили. Зрители и коллеги отмечают, что именно этой чувствительностью и слаженностью наш театр и отличается. Это большое искусство сделать что-то вчетвером, без подготовки, чтобы происходящее выглядело как цельное действие. Для нас ценность, когда человек публично делится чем-то подлинным, настоящим. И всегда большой вызов для актеров, как это сыграть. Поэтому откликаемость эмоциональная и телесная просто необходимы. Мы используем разные упражнения на репетициях: из телесной терапии, контактной и танцевальной импровизации. Для меня, как для художественного руководителя, важно, чтобы партнеры на сцене действительно чувствовали друг друга. Поэтому я приглашаю актеров, в которых вижу эту предрасположенность, и мы вместе ее продолжаем развивать.

В плейбеке не так уж и часто встречаются профессиональные актеры, здесь актером может стать человек любой профессии. Но это не отменяет глубокого и серьезного обучения, и в этом смысле мы близки классическому театру. Много работы с постановкой голоса, владением мимикой, пантомимикой, работа с монологом и диалогом, чувствованием сцены. По факту, обучение каждого актера – это 200 сертифицированных часов плюс еще столько же отработки в репетиционной группе.

 

Зрители во время выступления

 

– Вы получаете много обратной связи после выступлений. О чем говорят и пишут зрители?

– Выступления проходят весьма эмоционально. Зрители смеются, можно сказать, хохочут и это большой комплимент для нас. Часть времени люди сидят завороженные, задумчивые, иногда плачут, похоже, их что-то глубоко тронуло. После спектакля часто рассказывают о том, что с ними случилось что-то чистое, нежное, ясное. Что после представления дышится иначе, как будто внутреннее пространство ожило, расправилось и задышало. И этот эффект – дыхание самой Жизни – держится несколько дней после представления. Говорят о чувстве удивительной легкости, прозрачности, как будто все лишнее ушло, а то, что осталось, встало на свои места.

 

– Истории, которыми зрители делятся на представлении, удивительно разные: это могут быть реальные события из прошлого, мечты человека, его чувства или сон. Как актерам справиться со всем этим многообразием? Как вернуть рассказчику его историю?

– Да, действительно, удивительно разные. Наша задача – сыграть не столько событийную канву, смену лиц и настроений, кто куда пошел, что сказал или сделал. Важно сыграть то, о чем человек не сказал, что осталось между строк. Часто в рассказе (будь то реальное событие, мечта или сон) больше глубины, чем сам человек может подумать.

Сейчас это некая примета времени – некомильфо в нашем обществе быть печальным, грустным, нежным или лиричным. Многие пытаются продемонстрировать свое счастье, успешность, удачливость, эдакое «I’m fine». Из-за этого порой история подается рассказчиком как анекдот, то есть как забавная, юмористическая. Для актеров это серьезная задача. Мы находимся в нейтральной позе, но включены колоссально, слушаем всеми фибрами своей души. Не только слова человека, в первую очередь важны жесты, выражение лица, дыхание, паузы, эмоциональный окрас, перемена ритма в речи. Вот человек вроде говорит что-то забавное, пытается шутить, но делает паузу, мы чувствуем, что у него перехватило горло, он пытается скрыть слезы. 

А у каждого актера еще и свой отклик возникает на услышанную историю, и здесь важно не привнести слишком много своего, оставить пространство для рассказчика. Актеров четверо, и каждый услышит и сыграет что-то свое: кто-то грусть, кто-то нежность, кто-то и забавную сторону. Мы создаем историю с уважением к особенностям рассказчика, его образу мышления. Сначала рисуем образ эскизно, затем добавляем красок, чувств, нюансов и смыслов, которые, как нам показалось, есть в его истории. Ни в коем случае не навязываем свое видение, оставляем человеку свободу взять из нарисованного то, что ему подходит, то, что откликнется. Это такая тонкая работа – вернуть историю с глубиной, объемом, нюансами. Как деликатное прикосновение крыльев бабочки. 

 

Актеры театра на репетиции

 

– Наталья, как вы сами пришли в плейбек-театр, и что он значит для вас?

– Это волшебная случайность. 5 лет назад мы с подругой попали на представление, и случилась любовь с первого взгляда. Это было поразительно: я смеялась, была удивлена как ребенок, полностью захвачена и включена, плакала, пережила инсайт, тихий и пронзительный. Это был ответ на мои чаяния многих лет. 

В плейбеке я нашла идеальное сочетание: он психологичен, артистичен, метафоричен. Мне нравится язык символов и знаков, мифов и сказаний. Но где найти место всему этому в обычной жизни? Многие события, происходящие с нами, выглядят обыденно. Мы часто не подозреваем, что в них есть масштаб, храбрость и красота души. Глубинные смыслы «замыливаются», теряются. Мы устаем от однообразных сюжетов нашей жизни, устаем друг друга слушать и слышать. Социум оценивает нашу жизнь, наполняет штампами. А плейбек – это возможность увидеть свою жизнь в ином измерении, в объеме, с нюансами, раскрыть глубины и слои смыслов, которые не очевидны. Это возможность встретиться с самим собой: человеком, проживающим свою человеческую жизнь, такую, казалось бы, обычную, но в то же время удивительную и уникальную.

Плейбек дает ответ на множество моих глубинных потребностей – он возвращает мне настоящее, подлинное. Возвращает меня к самой себе: такой разной. Я нахожу в нем всю палитру жизни: свободу и нежность, радость и тепло, силу и совместность, наивное и мудрое, тени ушедших героев и любимые строки детства. 

 

Актеры театра на репетиции

 

Двери плейбек-театра "Человек играющий" открыты с сентября. Следите за анонсами мероприятий на страничке театра в фейсбуке.

 

 

 


Елена Губанова
"Все будет не так, как мы решим. Все будет тогда, когда мы решимся". О. Хайям
Все статьи автора Хочу стать автором
ХОТИТЕ СТАТЬ АВТОРОМ?
Отправьте нам свою статью
Стать автором

Календарь событий

12 ноября 2015
ReForum 2015

Энергия лидерства на ReForum «Winning The Hearts» 2015

Подробнее
23 августа 2015
«Галчонок» зовет дружить

23 августа 2015 года, в саду «Эрмитаж» пройдет единственный в России инклюзивный благотворительный семейный фестиваль «Галафест».

Подробнее
23 апреля 2015
Мастерская "Осознанность: смелость быть собой"

Чтобы найти свое любимое дело, надо сначала найти себя. Чтобы найти вторую половинку, надо сначала найти первую. Как и иностранный язык, себя можно изучать годами.

Подробнее
20 марта 2015
Константин Батынков. Proкосмос

Хороший художник сочиняет собственный космос

Подробнее
УЗНАВАЙ ПЕРВЫМ самое интересное
Подпишись на рассылку
Подписаться
Войдите на yasok.ru,
чтобы получать обновления
Вы можете войти с помощью:
Или как пользователь сайта yasok.ru:
Зарегистрируйтесь на yasok.ru,
чтобы получать обновления
Вы можете зарегистрироваться с помощью:
Или как пользователь сайта yasok.ru: