Понедельник, 25/05/2015 - 07:00 2105

Мироздание Никола Пуссена

В Пушкинском музее в глубине небольших залов с высокими потолками среди полотен французских мастеров XVII века открылась выставка одной картины. Это холст «Царство Флоры», принадлежащий кисти основоположника живописного классицизма Никола Пуссена. Экспозиция приурочена к шестидесятилетию выставки картин из Дрезденской галереи… Сижу ли я в музее перед старинным полотном, отмечаю ли отрывочные мысли в блокноте, замерев в теплом вечернем воздухе Гоголевского бульвара или набиваю это трудно дающееся вступление на клавиатуре, мне все равно хочется написать об очень многом. И в картину Пуссена вдуматься, и некоторые черты классицизма осмыслить, и о невероятной судьбе Дрезденской коллекции, заведшей ее тогда, в 40–50-е гг., в стены Пушкинского, рассказать, и коснуться других не менее волнующих тем. 

И начать, как мне кажется, стоит с самой общего и краткого, а именно формата. Ведь, согласитесь, не часто у нас встречаются выставки одного холста. Я вообще сторонник небольших экспозиций. Дело в том, что в огромных, плотно увешанных живописью залах (так часто бывает в Третьяковке на Крымском валу) редко удается сосредоточиться, погрузиться в смысл, в настроение, нырнуть даже в сам мазок, прочувствовать его смачную ширь или, наоборот, изящество, незаметность, дымчатость. За валом картин, смотрящих на тебя отовсюду, теряются метафоры и осторожные детали, спрятанные от торопливого зрителя. А небольшие выставки, наоборот, словно приглашают проникнуться каждым полотном, глубоко его понять и ощутить. Актер Сергей Бодров-младший, получивший искусствоведческое образование, говорил, что может прийти в музей и весь день рассматривать одну картину. Это правда… Вот и «Царство Флоры» можно изучать часами.

Какую же историю рассказывает нам Пуссен? Что такое это дышащее античной мифологией Царство Флоры? Давайте искать ответы в картине… А на ней замер светлый весенний день. На время года указывает яркий знак тельца, изображенный в зодиакальном круге. Вдалеке голубеют тяжелые горы. По лазурному небу плывут сероватые и густые кучевые облака. На переднем же плане вырастает аккуратный сад. Все это – пейзажная утопия, идеальная фантазия, поэтическая природа, столь свойственная французским классицистам XVII века. 

В саду кружится в легком танце богиня Флора. Она находится внутри символического венка славы, построенного на отсылках к античности. Его образуют мифологические герои. Движение в картине начинается вслед за взмахом руки богини. Флора как бы указывает на Клитию, влюбившуюся по преданию в бога Солнца Гелиоса (однако у Овидия в «Метаморфозах», как и на холсте Пуссена, возлюбленным представлен Аполлон). Клития не могла оторвать взор от Аполлона и в итоге превратилась в подсолнух, венчик которого поворачивается вслед за Солнцем. Рядом изображен Аякс Теламонид. Согласно легенде этот герой Троянской войны впал в безумие и перебил стадо ахейских баранов, а когда очнулся и увидел все сотворенное, то в отчаянии покончил с собой, бросившись на меч, и из крови его выросли белые гвоздики. Справа от них влюбленный в себя Нарцисс не может оторваться от собственного отражения. Он смотрится в сосуд с водой, который держит нимфа (возможно Эхо). Нарциссу суждено умереть от истощения и превратиться в итоге в холодный белый цветок. Влюбленные Крокус и Смилака продолжают метафорический венок. Они возродятся в облике шафрана и вьюнка. Далее представлен Адонис, опирающийся на копье. Он гибнет от страшной раны, полученной на охоте, и по воле его возлюбленной Венеры там вырастут анемоны. Замерший Гиацинт, по случайности раненый в голову своим другом богом Аполлоном, замыкает композицию. Он умрет, и на том месте появится алый цветок. 

Маленькие резвящиеся купидоны соединяют венок в круг, и мы от Гиацинта снова возвращаемся к Клитии. Ее взгляд обращен к колеснице Аполлона и создает, таким образом, новое движение на полотне. Следуя за ним от круговорота земного мы, как бы возносимся к круговороту зодиакальному, небесному. Эта картина – история о рождении и смерти. Пуссен показывает бесконечный цикл от пробуждения жизни, до ее исчезновения и затем нового явления миру. И этот цикл возведен не только в земной, но и во вселенский закон. 

Холст «Царство Флоры», на мой взгляд, является именно образом мироздания. Удивительно и неожиданно то, что полотно, посвященное вечной и невероятно огромной  теме, написано так светло и нежно. Чувства Пуссена ничуть не экспрессивны, наоборот, осторожные и неброские, как будто живописец старался не потревожить великую гармонию... И в то же время художнику удалось передать свое понимание вечного круговорота жизни и смерти. «Царство Флоры» – лирическая поэма, созданная в полном согласии с классицистическими идеями. В ней ощущается и глубокое влияние античности, и утопически выстроенный пейзаж, но главное – гуманистичность и вера в гармоничное устройство мира. 

Теперь, когда о картине сказано достаточно, можно вспомнить и историю коллекции Дрезденской галереи после Второй мировой войны. И тут становится понятно, насколько удачно выбрана эта картина, как символ и воспоминание о тех событиях. Дело в том, что еще с первых лет боевых действий холсты были убраны из музея и спрятаны в хранилища. А в конце войны после многочисленных бомбардировок города вывезены немцами и оставлены в заброшенных шахтах и каменоломнях. Условия были чудовищными. Сырость быстро портила картины, и они несомненно погибли бы, если бы советская армия не нашла карту с отмеченными на ней местами нахождения живописи. История искусства могла бы не досчитаться многих полотен Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Джорджоне, «Сикстинской мадонны» Рафаэля и других живописных шедевров. Было найдено более семисот произведений. Некоторые из них уже сильно пострадали и нуждались в сложных реставрационных работах. В результате их вывезли в СССР, где около десяти лет группа реставраторов, во главе которой стоял художник Павел Корин, восстанавливала картины. А в 1955 году в ГМИИ им. Пушкина прошла знаменитая выставка спасенных шедевров, после которой они были возвращены ГДР в залы Дрезденской галереи.

Любая война – это чудовищная история смерти. А реставрация и искусство – ее противоположности. Это возрождение и любовь. А все вместе – жизненный цикл рождения, гибели и нового рождения в мире, который так метко и светло представлен Пуссеном на картине «Царство Флоры».

Выставка продлится до 28 июля.

 

Сорин Брут
Все статьи автора Хочу стать автором
ХОТИТЕ СТАТЬ АВТОРОМ?
Отправьте нам свою статью
Стать автором

Календарь событий

12 ноября 2015
ReForum 2015

Энергия лидерства на ReForum «Winning The Hearts» 2015

Подробнее
23 августа 2015
«Галчонок» зовет дружить

23 августа 2015 года, в саду «Эрмитаж» пройдет единственный в России инклюзивный благотворительный семейный фестиваль «Галафест».

Подробнее
23 апреля 2015
Мастерская "Осознанность: смелость быть собой"

Чтобы найти свое любимое дело, надо сначала найти себя. Чтобы найти вторую половинку, надо сначала найти первую. Как и иностранный язык, себя можно изучать годами.

Подробнее
20 марта 2015
Константин Батынков. Proкосмос

Хороший художник сочиняет собственный космос

Подробнее
УЗНАВАЙ ПЕРВЫМ самое интересное
Подпишись на рассылку
Подписаться
Войдите на yasok.ru,
чтобы получать обновления
Вы можете войти с помощью:
Или как пользователь сайта yasok.ru:
Зарегистрируйтесь на yasok.ru,
чтобы получать обновления
Вы можете зарегистрироваться с помощью:
Или как пользователь сайта yasok.ru: