Среда, 4/11/2015 - 14:00 1891

Искусство из реальности

В Пушкинском музее открылась выставка живописи из Фонда Роберто Лонги «Караваджо и последователи», которая продлится до 10 января. Лонги, замечательный итальянский искусствовед, являлся знатоком и ценителем работ Микеланджело Меризи, взявшего имя Караваджо в честь небольшого городка в Северной Италии, невдалеке от которого он родился. Как только Вы услышали об этой выставке, наверняка, сразу мысленно связали ее с великолепной экспозицией  работ Караваджо в 2012-13 годах. Однако, эта напрашивающаяся ассоциация не совсем верна. Выставка «Караваджо и последователи» скорее напоминает «Великих живописцев Ренессанса», показанных в ГМИИ им. Пушкина в 2014-ом. Эти выставки, разумеется, схожи не произведениями, но подходом к ним. Среди представленных работ, только одна принадлежит кисти Караваджо. Это знаменитый, но не самый яркий, ранний холст «Юноша, укушенный ящерицей». В основном же показаны картины последователей мастера – Хусепе Риберы, Бартоломео Манфреди, Геррита ван Хонтхорста и других. И все же, не смотря на отсутствие в залах шедевров, на выставку эту очень стоит сходить. Попробую рассказать, почему. 

 

Бартоломео Манфреди "Продавец фруктов", около 1615 г.

 

Вернемся к сопоставлению выставки с «Великими живописцами Ренессанса». И там, и там были показаны в основном произведения не самых прославленных мастеров. Однако средний уровень работ оказался весьма высок. Схожи экспозиции в первую очередь тем, что последовательно и метко показывают  духовные искания своих эпох. Таким образом, на выставке «Караваджо и последователи» вы, кроме сильных эмоций, получите еще и достаточно полное впечатление о стремлениях, задачах и художественной манере караваджистов. Шока  и восторга, которые вызывали полотна Караваджо на прошлой выставки ожидать не следует, но,  несомненно, картины затронут ваши чувства и пробудят ряд интересных размышлений. Все похоже на «Великих живописцев Ренессанса», однако вот картины совсем иные, сущность искусства другая. Теперь давайте разберемся,  кто такие караваджисты. 

 

Орацио Борджанни "Оплакивание Христа", 1610 г.

 

Поначалу живопись Караваджо высоко ценилась только небольшим кругом людей, что впрочем не мешало его популярности. Других же отторгала  его излишне натуралистичная и во многом эпатирующая манера письма. Многие работы художника отвергались заказчиками, и Караваджо приходилось переделывать их в более компромиссном виде. Со временем, когда короткая жизнь мастера уже близилась к концу, а сам он, в силу дурного характера, имел бесконечные проблемы с законом, стиль Караваджо становится даже модным.  Если раньше в близкой манере писали немногие художники и ученики живописца, то теперь число последователей его искусства становится неизмеримо больше. Это ученики Караваджо, знакомые учеников, знавшие знакомых учеников, это итальянцы, голландцы, французы, испанцы, и даже в некоторых произведениях болонских академистов, школа которых работала параллельно с Микеланджело Меризи, чувствуется влияние мастера. То же самое продолжается после смерти Караваджо. Художники-караваджисты копировали  живописные приемы гения и часто писали картины на те же сюжеты (Неверие Фомы, отречение Св. Петра и т.д.). Более того, они подражали даже образу жизни Караваджо – с презрением относились к общественным нормам, проводили время в кабаках, с удовольствием общались с различного рода маргиналами и ввязывались в скандалы. 

 

Валантен де Булонь "Отречение Св. Петра", до 1620-го г.

 

В конце XVI века, когда происходило формирование молодого Караваджо, в живописи господствовал находящийся в глубоком кризисе стиль маньеризм. Искусству необходимы были новые  веяния, идеи и основы. Выход нашли братья Карраччи. Они создали Болонскую академию со своим особым подходом к искусству. Караваджо, вероятно, под влиянием ломбардских живописных традиций (художник в юности жил и учился в Милане),  нашел свой, более новаторский и бескомпромиссный выход. По его мнению, художник, в первую очередь, должен был учиться у природы и уметь в точности подражать ей. Богоматерь, младенец Христос, святые и античные персонажи – всех их Микеланджело Меризи пишет с реальных, часто не самых благовидных и благородных людей. Работает почти без идеализации, подчас провоцируя высокопарный вкус общественности выставленными на передний план грязными ногами пилигримов или вздувшимся трупом Девы Марии, предположительно написанным с утонувшей в Тибре проститутки. Для Караваджо важен натурализм, подлинность происходящего, и снижая патетику он таким образом приближает  библейское чудо к зрителю, делает его чувственным, осязаемым, существующим. Его святые, в первую очередь, люди, их страдания ощутимы физически, а сцены с их участием происходят в грубой повседневности. С его редкими античными образами происходит то же самое (дегероизация античности, впрочем,  типична для искусства XVII века)… Художник также обращается к бытовому жанру, он пишет образы музыкантов (в то время презренная профессия), кабацкие сцены, утверждая все то же пристальное внимание к реальной жизни. Искусство Караваджо натуралистично и драматично, наполнено острой и глубокой эмоцией. Как правило он изображает не образ, но момент, и в этом напряженном, сдерживающем действие мгновении скапливается невероятная отчаянная сила. Именно такой дух, такой подход к творчеству унаследовали от Микеланджело Меризи караваджисты. Они часто берутся за бытовые сюжеты. На выставке из работ подобного рода особенно замечателен неожиданно выразительный и эмоциональный «Продавец фруктов» Бартоломео Манфреди. Из холстов, посвященных библейским темам, запоминаются два: «Отречения Апостола Петра» Валантена де Булоня и совершенно натуралистичное «Оплакивание Христа» Орацио Борджанни, композицией и чувством напоминающее картину Андреа Мантеньи. Однако, сразу оговоримся, что караваджизм это не только дух и сущность, но и живописные приемы. 

 

Никколо Ренье "Голова юноши", 1615-1620 гг.

 

Во-первых, конечно, знаменитая светотень. Караваджо, как и его последователи, обычно выбирает темный фон, из которого потоком света выхвачены персонажи или какие-то части их лиц и тел. Часто караваджистский свет играет символическую роль.  Свойственны караваджистской живописи большие поверхности, закрашенные одним цветом. Далее, как уже отмечалось выше, характерны изображения реальных моделей в роли святых, да и сами библейские сцены часто трактуются, как жанровый сюжет.  Изобразительное искусство XVII века любит иллюзионистичность. Вот и смотрящий на работу Караваджо бывает обманут, когда изображение словно бы покидает холст, выходя ему навстречу, например, отрубленной  головой Олоферна в руке Давида. В конце этой небольшой зарисовки особенностей искусства Караваджо и караваджистов стоит отметить, что последователи не всегда подражают, но часто и трансформируют искусство Микеланджело Меризи. Например, воспевание счастливого быта в жанровых работах Г. Ван Хонтхорста, выполненных с  использованием тех же караваджистских приемов, духовно не имеет ничего общего с трагическим мироощущением итальянского художника. 

 

Хусепе Рибера "Святой Бартоломе", 1612 г.

 

На выставке, кроме библейской живописи и жанров, есть еще весьма интересные и даже неожиданные портреты. Несколько пугает воинственность святых, созданных Хусепе Риберой,  этаких столпов Христианства, твердых, полных решимости и готовых стоять за великую идею. Приковывает и чарует необыкновенный «Портрет юноши»  Никколо Ренье, выполненный на небольшой овальной доске. Ну а изящества экспозиции добавляет «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем»  академика Гвидо Рени, выполненная в голубоватых тонах и, казалось бы, очень далекая от искусства караваджистов. В целом, на выставке представлено много интересных холстов, пробуждающих сильные эмоции, заставляющих переживать и задумываться. И в этих полотнах ярко раскрывается особое драматичное, отчаянное и притягательное мироощущение последователей Караваджо.

 

 

 

Сорин Брут
Все статьи автора Хочу стать автором
ХОТИТЕ СТАТЬ АВТОРОМ?
Отправьте нам свою статью
Стать автором

Календарь событий

12 ноября 2015
ReForum 2015

Энергия лидерства на ReForum «Winning The Hearts» 2015

Подробнее
23 августа 2015
«Галчонок» зовет дружить

23 августа 2015 года, в саду «Эрмитаж» пройдет единственный в России инклюзивный благотворительный семейный фестиваль «Галафест».

Подробнее
23 апреля 2015
Мастерская "Осознанность: смелость быть собой"

Чтобы найти свое любимое дело, надо сначала найти себя. Чтобы найти вторую половинку, надо сначала найти первую. Как и иностранный язык, себя можно изучать годами.

Подробнее
20 марта 2015
Константин Батынков. Proкосмос

Хороший художник сочиняет собственный космос

Подробнее
УЗНАВАЙ ПЕРВЫМ самое интересное
Подпишись на рассылку
Подписаться
Войдите на yasok.ru,
чтобы получать обновления
Вы можете войти с помощью:
Или как пользователь сайта yasok.ru:
Зарегистрируйтесь на yasok.ru,
чтобы получать обновления
Вы можете зарегистрироваться с помощью:
Или как пользователь сайта yasok.ru: