Среда, 18/03/2015 - 15:00 2713

​Лиза Извекова: на стыке вдохновения и смысла

Приходя домой к художнику, невольно ожидаешь увидеть заляпанные маслом мольберты, разбросанные тюбики красок, расставленные всюду зарисовки, наброски, незавершенные картины. Ну и сам художник должен быть, ну если не в берете, то по крайней мере немного взъерошенным, желательно с блаженной улыбкой на лице.

У Лизы Извековой дома все не так. И сама Лиза Извекова не такая. Обстановка дома: уютно, выдержанно, очень аккуратно. О наличии дочки догадываюсь по стаканчику для щеток с принцессами в ванной комнате. «Пройдем в гостиную, здесь просторнее», – говорит Лиза. А здесь уже шоколад и чай. Меня ждали, и это приятно. 

Картины собственного производства действительно присутствуют, но только самые любимые, на четко выверенных и подобранных местах. Все не случайно. Со смыслом.

«Мне нравится наблюдать, – рассказывает Лиза. – Иногда я еду в метро и рассматриваю людей, пытаюсь представить, как они живут, чем занимаются, что их волнует. Мне нравится метро. Я не слишком люблю тусовки, а вот метро для меня прекрасный способ узнать о людях больше».
Лиза член Союза художников с 2004 года, она вступила туда вскоре после окончания Государственной академии славянской культуры, где училась на факультете изобразительного искусства. 

«Мне очень повезло с Академией, – вспоминает Лиза, – факультет был молодой и от этого во многом лишенный догматизма классической живописной школы. Наши мастера часто давали нам какие-то необычные, нетрадиционные задания, требующие нестандартного подхода и мышления. Кроме того, сильная подготовка по таким дисциплинам, как мировая история искусств, философия в искусстве, дали хорошую базу и заложили основы понимания, что же происходит в искусстве сегодня. Без знания такой базы очень вероятно изобрести велосипед, что на самом деле не будет движением вперед. А вот пытаться создать что-то свое, новое, с пониманием корней – вот это действительно интересная задача».

На вопрос о том, как Лиза выбрала живопись, она рассказывает, что выбор этот был скорее стихийным, чем осознанным. С пяти лет она занималась живописью, и у нее получалось. Поэтому она развивала свой талант все дальше и дальше, училась в художественной школе, затем в Академии. Вопрос рисовать или нет перед ней никогда не стоял, живопись просто была и все.

«Однажды на выставке один посетитель сказал мне, что с такими мозгами надо быть бухгалтером, а не художником», – рассказывает Лиза. Не знаю, хотел ли тот человек сделать ей такой своеобразный комплимент или обидеть. Но в каком-то смысле я понимаю, почему он так сказал. Работы Лизы действительно глубоко концептуальны и наполнены смыслом. Это не просто слепок, отображение ощущений и настроения, в них есть идея.

При этом смысл ненавязчив. То есть, глядя на ее работы, не чувствуется какого-то однозначного призыва, или какой-то давлеющей философии. Просто есть точные наблюдения «бывает так». И зрителю предлагается небольшой ребус – найти свой смысл и свой ответ.
Приведу несколько примеров. 


 

Понятное дело, что я, как главред журнала Яблочный СОК, не могла пройти мимо картины с яблоками. Что я увидела тут? Яблоки. Рядом, но каждое в своей стеклянной емкости. Похожие, но разные: у кого бочок зеленый, у кого красный… Это же мы, правда? Мы, люди, и тема одиночества, замкнутости в своем мире. Можно здесь также увидеть тему противоестественной среды обитания, ведь яблоки должны быть на яблоне, а не в банке. Фантазировать можно много и в разном направлении. Я думаю, у каждого размышления будут свои. Но разве не это и есть задача настоящего искусства – подтолкнуть к размышлениям, к самосознанию, внутренней работе? Мне такой подход очень близок.
Картина с яйцами как бы логически продолжает идею с яблоками, но идет дальше. 

 

 

Здесь есть и мысль того, что есть выход из запрограммированного мира. И другая идея: осторожно, внутри неживой на вид формы может скрываться жизнь. Одним словом, художник говорит: «А бывает и вот так».

Получив классическое образование, Лиза оказалась в некотором роде на проторенной дорожке художника-станковиста. 

«В какой-то момент я почувствовала, что заданная форма стесняет меня. Навыки отработанные годами мешали мыcлить по-новому. Было большое количество идей, но привычные рамки вели к предсказуемому результату. В каком-то смысле, возник конфликт между головой и рукой. Для меня неожиданно стала актуальной задача "разучиться рисовать". Именно это желание привело меня в школу современного искусства».

Лиза много экспериментирует, среди ее творческих работ проекты на стыке разных жанров: живопись и кинематограф, живопись и скульптура, живопись в стиле современного искусства.

Например, со своими учениками в школе... Лиза сняла мультфильм, где героями стали персонажи, сделанные из проволоки. Сейчас там же делает новый проект, про жизнь и развитие цветка, в этом мультфильме все будет сделано из раскрашенных целлофановых пакетов.

«Как преподаватель своей основной задачей я вижу научить детей мыслить, мыслить самостоятельно, свободно, а не копировать. Когда просишь детей "нарисуйте цветок", 90 процентов рисуют ромашку. Просишь нарисовать домик – рисуют одинаковые домики и солнышко в углу. Моя задача дать им почувствовать, открыть для себя, что самый обыкновенный цветок может выглядеть очень по-разному, а домик – это необязательно треугольная крыша с трубой. Пусть далеко не все станут действительно художниками, но научиться мыслить свободно, нестереотипно – это нужно в любой профессии. К сожалению, в современном мире навязывание стереотипов становится все жестче».

На меня большое впечатления произвел проект «АртБотаника». Здесь Лиза говорит со зрителем языком комиксов. В ее фантазийном мире предметы быта, чайники, утюги теперь растут на деревьях. И опять – в ее работах нет суждения или осуждения. Просто показано, несколько гротескно, к чему мы двигаемся. Человеку все меньше нужно делать самому, все меньше думать. Задача быта перестает быть актуальной – все легко и доступно. Что же тогда на самом деле станет нужным человеку? Что будет цениться в таком обществе, где все вещи доступны? Теперь не только мамонта не нужно тащить в пещеру, но и зарабатывать, чтобы купить микроволновку. Чем же займутся люди? О чем будут мечтать, думать? Это мои размышления. И опять же – у каждого будут свои.

Мне было интересно, как же Лиза совмещает свою творческую деятельность с реальной жизнью, в которой есть муж и ребенок. Муж у Лизы человек с аналитическим складом ума, да и в воспитании ребенка не всегда нужны свобода выбора и полет фантазии, а когда-то нужны взвешенные продуманные решения и структурирование времени.

«Я думаю, что в зависимости от ситуации и задачи нужно когда-то использовать творческое начало и интуицию, а когда-то включать ум и логику. Я сама стараюсь так жить, надеюсь научить этому ребенка. Даже своим творческим проектам я ставлю сроки, задачи».

Мне очень понравилась эта идея Лизы. Действительно, художнику, да и другим творческим людям, не меньше чем бизнесменам, нужна дисциплинированность и ответственность. А людям, чьи задачи более аналитические, тоже нужно творчество, вдохновение, интуиция. В жизни стоит использовать оба полушария мозга. Творческим людям не стоит брезговать математикой и треннигами об эффективном использовании времени. А математикам, банкирам, финансистам стоит рисовать, петь, писать, любыми способами развивать свое правое полушарие и нестандартность мышления.

Может, тогда мы и научимся использовать свой мозг на 100 процентов, а не на 10, как это делаем сегодня? 


Александра Милованцева
Писатель и журналист, инициатор проекта Яблочный СОК
Все статьи автора Хочу стать автором
ХОТИТЕ СТАТЬ АВТОРОМ?
Отправьте нам свою статью
Стать автором

Календарь событий

12 ноября 2015
ReForum 2015

Энергия лидерства на ReForum «Winning The Hearts» 2015

Подробнее
23 августа 2015
«Галчонок» зовет дружить

23 августа 2015 года, в саду «Эрмитаж» пройдет единственный в России инклюзивный благотворительный семейный фестиваль «Галафест».

Подробнее
23 апреля 2015
Мастерская "Осознанность: смелость быть собой"

Чтобы найти свое любимое дело, надо сначала найти себя. Чтобы найти вторую половинку, надо сначала найти первую. Как и иностранный язык, себя можно изучать годами.

Подробнее
20 марта 2015
Константин Батынков. Proкосмос

Хороший художник сочиняет собственный космос

Подробнее
УЗНАВАЙ ПЕРВЫМ самое интересное
Подпишись на рассылку
Подписаться
Войдите на yasok.ru,
чтобы получать обновления
Вы можете войти с помощью:
Или как пользователь сайта yasok.ru:
Зарегистрируйтесь на yasok.ru,
чтобы получать обновления
Вы можете зарегистрироваться с помощью:
Или как пользователь сайта yasok.ru: