Четверг, 21/05/2015 - 17:00 5850

Сергей Гевлич: «Думай глобально, действуй сообща»

 

Наверное, перед каждым из нас, хотя бы однажды, стояла задача донести нечто действительно значимое до аудитории. Будь то один человек или несколько тысяч. У некоторых задача осложнялась тем, что время было крайне ограничено. Хорошо, если есть 5 минут. А что делать, если всего полторы? От этих нескольких минут и от того, сколько смыслов вы успеете в них вложить, может зависеть судьба важного для вас проекта. Например, вам предстоит презентация и защита стартапа перед потенциальными инвесторами. Или вы ученый, биоинформатик, и вам надо коротко и просто донести до определенной аудитории сложные научные идеи. С чего начать? Как не упустить самое важное? Как сделать вашу идею простой и понятной?

Помогает разобраться нам в этом Сергей Гевлич, предприниматель, создатель программы «Объясняшки». Вот такой у нас получился разговор: о визуалиции и сторителлинге, искусстве вопрошания, вскрытии смыслов и хорошем конфликте.

 

– Сергей, последние годы мы часто слышим понятие «визуализация». Откуда такой бум, в чем причины?

– В целом, это логично и предсказуемо. Начать с того, что все мы люди, у каждого из нас есть мозг. И он имеет определенные ограничения. Например, по обработке входящего потока информации. Мы можем удерживать свое внимание на пяти плюс-минус двух объектах одновременно. И когда для осознания какой-либо концепции или идеи требуется увязать между собой более десяти элементов, то их становится невозможно удержать в сознании, выстроив в единую систему. Вторая причина – сложность мира значительно возрастает, информация усложняется, и ее объемы постоянно увеличиваются.

Для меня стало настоящим откровением, когда я впервые увидел в интернете ролики eye traking. Это когда записывают движения зрачков, изучая, как человек смотрит на страницу на сайте, например, или как он разглядывает упаковку чего-либо. Оказалось, что точка взгляда не фиксирована, т.е. человек не целиком воспринимает картину, а его взгляд постоянно блуждает с одной точки на другую. И получается, ту картинку, которую мы на самом деле видим, реконструирует мозг. В оптической системе глаза ее просто нет, а есть отдельные области. Картинка собирается как пазл уже в мозге. И когда мы создаем композиционное решение на одной схеме из множества элементов, взгляд сканирует эти элементы, и сознание может удерживать связанные с ними понятия долгое время. Т.е. в голове может происходить сборка сложных конструкций, осознание которых без визуализации просто не возможно в силу физических ограничений.

Таким образом, если когнитивная нагрузка превышает возможности нашего мозга, то цена понимания становится слишком высока для какой-то концепции, и человек ее просто игнорирует, не воспринимает. Визуализация же позволяет снизить цену понимания и делает более доступным значительные объемы информации. 

 

– Считается, что большая часть людей на планете – это визуалы. Для них метод визуализации явно сработает. А что делать, например, кинестетикам? Как донести до них важную информацию? Или визуализация универсальный метод, подходящий для всех?

– В данном случае речь идет об удержании внимания на каком-то критическом количестве объектов, и здесь уже не важно, кинестетик человек или аудиал. Здесь работает другой механизм, а именно механизм принятия решений. Например, для компьютера визуализация не актуальна. Потому что компьютер может одновременно удерживать сотни, тысячи, миллионы фактов, объектов, элементов. Визуализация нужна только для обработки информации в человеческом мозге. Если, скажем, люди смогут удерживать в поле своего внимания не 5, а 100 элементов, то визуализация для человека тоже станет неактуальной.

В то же время, у каждого человека есть сложившиеся убеждения. Я, как математик, человек крайне рациональный, долгое время не понимал, как так: вот есть факты, которые приводят нас к заключению «А». Но всегда найдется какой-то процент людей, которые говорят, а нам все равно, мы считаем, что будет «Б». Для большинства людей личные убеждения оказываются сильнее реальных фактов, и этот человеческий фактор тоже надо учитывать. Если человеку приходится делать выбор между фактами и убеждениями, то он предпочтет сохранить свой внутренний мир и свои установки, отрицая факты. Здесь эмоциональная составляющая играет решающую роль.

 

– Есть уже такая профессия как визуализатор? Насколько она будет актуальна в будущем?

– Да, я считаю, что такая профессия уже существует. И есть люди, например, в Британской школе дизайна, которые формируют осознание того, что такая профессия есть, активно создают на нее спрос и продвигают.

Сейчас людей, способных визуализировать идеи, принято называть скрайберами. Стоит раскрыть это понятие. Вот, скажем, во многих презентациях выступающие пользуются слайдами. Слайды появляются и уходят, и так повторяется много раз. Как только слайд уходит из поля зрения, из нашего восприятия, перестают существовать понятия, визуализированные на нем. Сменилось 20 слайдов, и мы помним в лучшем случае последние два. В результате целостная картинка не складывается.

Что же делает скрайбер? Он, по мере продвижения внутри информационного потока, фиксирует ключевые идеи с помощью визуальных символов и образов. Фактически создает систему опорных сигналов, если пользоваться терминологией советского педагога-новатора Виктора Шаталова. Но, в отличие от слайдов, опорные сигналы рисуются на большом листе бумаги или доске, они фиксируются там и остаются в поле нашего зрения в течение всего времени выступления. В результате весь доклад выступающего помещается на одном листе. И слушатель по опорным сигналам может восстановить всю последовательность изложения и целостно воспринять весь доклад, а не просто как набор фактов.

В ближайшее время нам все сложнее будет воспринимать возрастающие объемы информации и ориентироваться в этом потоке, поэтому люди, которые могут информацию превратить в целостную конструкцию, пригодную для более легкого восприятия, будут крайне востребованы.

 

– Если рассмотреть скрайбинг как профессию, то какие компетенции должны быть у такого специалиста, каков предыдущий опыт? Обязательно ли это должен быть художник?

– Как раз в меньшей степени это художник. Об этом говорит и Майк Роуди в своей книге «Скетчноутинг». Я тоже считаю, что в визуализации главное не внешний вид картинки, красота или реалистичность рисунка, а умение интерпретировать и выстраивать композицию. А для этого нужна способность проникать в смысл говорящего, навык понимания. 

Я постоянно сталкиваюсь с тем, что многие художники могут красиво нарисовать, если им скажешь что именно. Но проинтерпретировать, услышать не только фразу, но увидеть, что за этой фразой стоит и почему, да еще и связать одно с другим, не могут. Поэтому человек, который занимается визуализацией, должен заниматься не столько рисованием картинок, сколько вычленением ключевых моментов, вскрытием контекстов, и уже их превращать в опорные сигналы, визуальные образы, выстраивать композиционные решения. 

Визуализация как создание картинки – это лишь вершина айсберга. Основная часть работы, интерпретация и понимание, происходит «под водой».

 

– Давай поговорим об «Объясняшках». Как появилась программа? В каких целях используется?

– В далеком уже 2010 году в мое поле зрения попали рисованные презентации без слайдов – визуальная часть разворачивалась на маркерной доске в ускоренном виде. Меня очаровал этот формат каким-то волшебством. Посмотрел по сторонам в поисках софта, не обнаружив, решил разработать. За два года создали программу «Объясняшки».

Смысл этой программы в том, что она позволяет формировать динамическую картину. Визуальные образы появляются синхронно со звуком. И это важный момент. Наш мозг устроен так, что воспринимая текст и картинку одновременно, он формирует ассоциациативную связь. Процесс построения динамического образа ключевой в «Объясняшках». Ведь скрайбинг живет только в момент его создания: связи, которые скрайбер формирует во время выступления, возникают не на бумаге, а в сознании аудитории. Если финальную картинку скрайба показать человеку, который не присутствовал на выступлении, скорее всего, он ничего не поймет. Поэтому важно уметь воспроизводить в динамике. 

И тут самое интересное. Оказывается, мы говорим и слушаем с одинаковой скоростью, однако рисуем значительно медленнее, чем смотрим. Из опыта: на визуализацию двух минут звучания потребуется потратить не менее двух часов рисования. А значит, ускорять придется примерно в 60 раз. Так появился видеоскрайбинг, когда к повествованию добавляются визуализация, но в ускоренном темпе.

Программа широко используется, например, в корпоративных тренингах, когда нужно отрефлексировать какие-то озарения или инсайты, и участники тренинга создают ролик по этому поводу. В 2–3 минуты надо упаковать много важных смыслов, а для этого их надо сначала осознать, увидеть ключевые моменты и правильно их связать. Это сложная задача! В большинстве случаев на нее уходит несколько дней. А на тренинге мы создаем такие условия, когда участники вынуждены буквально за пару часов создать ролик, при этом они никогда не сталкивались с технической стороной дела. И чтобы не тратить время тренинга на освоение технических моментов монтажа, мы используем «Объясняшки».

Программа используется в школе. Например, когда на сдвоенном уроке литературы ребята успевают не только обсудить стихотворение Тютчева и раскрыть его смысл, но и сделать видеоролик, раскрывающий суть стихотворения. 

Получается, что создание роликов – это такой фитнес-тренажер для мозга, когда он тренируется вскрывать смыслы, видеть целостность, ключевые моменты, связывать их,  правильно подавать, выходить на метафорический уровень. Это способствует формированию сценарного мышления, когда вы воспринимаете мир в динамике, а не статическими картинками.

«Объясняшки» сняли техническую преграду для тех людей, у которых в голове процесс мышления уже выстроен, но они не могли создавать простые 2-х минутные ролики, потому что технические средства сложны, требуют наличия специалистов, времени и денег. Я всячески приветствую и поддерживаю тех, кто пользуется программой, кто зарабатывает на «Объясняшках».

 

– Может ли быть ролик без слов?

– С таким роликом гораздо сложнее. Текст – латинское слово, которое означает «связывать». С помощью текста мы связываем смыслы и понятия. Если мы убираем текст, то это значит, что каждая убранная фраза должна передаваться визуальными средствами. В тексте идут основные смыслы и содержание, а картинки создают визуальные якоря, чтобы удерживать целостность. Если же текста нет, то на визуальную часть ложится двойная нагрузка. Это возможно, но гораздо сложнее.  Я бы сказал, что текст в ролике очень важен.

 

– Сергей, я для себя услышала, что тут появляется еще одна модная тема в последнее время, это storytelling, я права? 

– Без сторителлинга вообще никак! В книгах по сторителлингу много воды, там убеждают, что рассказывать истории – это хорошо. Это понятно. Но как подойти к этому технологично? Именно поэтому в технологии «Объясняшек» есть целый большой блок о том, как создавать истории. Что такое концепция, как она трансформируется в текст. 

Концепция – это три элемента: герой, чьими глазами мы смотрим на ситуацию, инсайт – главная мысль, к которой должен прийти герой в ходе трансформации, и конфликт. Через развитие конфликта герой приходит к инсайту. Здесь есть важный момент: главная мысль не должна быть банальной. И чтобы она не была банальной, я придумал использовать слово «оказывается». «Оказывается, …», а далее идет удивление. Есть удивление, есть изменение внутри у героя, а значит, и у аудитории. При этом удивление это не обязательно что-то сверхнеобычное. Человек может проходить мимо самых обычных вещей и относиться к ним поверхностно, не обращая внимания. А потом он что-то открывает для себя с новой стороны.

Что касается конфликта, то он должен быть действительно хорошим. Тогда история будет на вес золота. И хороший конфликт базируется, как правило, на системном противоречии, у которого нет простого решения. Это ситуация, в которой приходится из двух зол выбрать меньшее. Озарение, происходящее с героем, позволяет решить ситуацию на качественно ином уровне. Увидеть исходную проблему и вскрыть противоречия, мешающие реализации простых решений – это серьезная работа, которая должна быть проделана, чтобы получилась хорошая история.

Придумать концепцию, то есть создать этот треугольник – проблема, герой, инсайт, – сложно. Но для этого я тоже придумал вспомогательные инструменты: методы вопрошания, методы структурирования коммуникаций.

 

– Расскажи про вопрошание. Оно имеет какое-то отношение к коучингу?

– Если сторителлинг и визуализация хоть как-то становятся сейчас заметными, то искусство вопрошания в нашу страну еще не докатилось. Вопрошание для вскрытия смыслов и коучинг как инструмент достижения целей – это разные вещи.

Есть так называемые вытягивающие вопросы, когда оппонент дает зацепки, и ты двигаешься по ним. Можно вообще ничего не знать о предметной области. Но самое интересное проявляется не там, где человек ответил на уточняющий вопрос, а там, где вопрос оказался приложен к несказанному. Умение задавать вопросы о том, что оппонент не сказал – ключевая история вопрошания.  

Вопрошание, сторителлинг, скрайбинг – вместе они приводят к внешне наблюдаемому результату: ясному и емкому ролику, способному донести идею. Если ты качественно повопрошал, то получил хорошую базу для того, чтобы войти в сторителлинг. В сторителлинге ты поработал с концепцией и текстом, которые станут основой для визуального ряда. Можно приступать к скрайбингу.


Елена Губанова
"Все будет не так, как мы решим. Все будет тогда, когда мы решимся". О. Хайям
Все статьи автора Хочу стать автором
ХОТИТЕ СТАТЬ АВТОРОМ?
Отправьте нам свою статью
Стать автором

Календарь событий

12 ноября 2015
ReForum 2015

Энергия лидерства на ReForum «Winning The Hearts» 2015

Подробнее
23 августа 2015
«Галчонок» зовет дружить

23 августа 2015 года, в саду «Эрмитаж» пройдет единственный в России инклюзивный благотворительный семейный фестиваль «Галафест».

Подробнее
23 апреля 2015
Мастерская "Осознанность: смелость быть собой"

Чтобы найти свое любимое дело, надо сначала найти себя. Чтобы найти вторую половинку, надо сначала найти первую. Как и иностранный язык, себя можно изучать годами.

Подробнее
20 марта 2015
Константин Батынков. Proкосмос

Хороший художник сочиняет собственный космос

Подробнее
УЗНАВАЙ ПЕРВЫМ самое интересное
Подпишись на рассылку
Подписаться
Войдите на yasok.ru,
чтобы получать обновления
Вы можете войти с помощью:
Или как пользователь сайта yasok.ru:
Зарегистрируйтесь на yasok.ru,
чтобы получать обновления
Вы можете зарегистрироваться с помощью:
Или как пользователь сайта yasok.ru: