Пятница, 20/02/2015 - 15:09 2707

«От Моне до Сезанна» дорогами modern art

13 февраля в «Artplay» открылась выставка «От Моне до Сезанна». Можно сразу сказать, что эта видеоинсталляция обречена на успех такой же, какой год назад снискали «оживленные на экранах» полотна Ван Гога. Почему так происходит и как к этому относиться? – вот главные вопросы. Давайте же попробуем разобраться.

Выставка представляет увеличенные репродукции работ известнейших художников конца 19 века, таких как Моне, Ренуар, Дега, Писарро, Сезанн и еще нескольких, показанные на экранах под музыкальное сопровождение вместе с отдельными мыслями этих же творцов. Казалось бы, должно возникать ощущение чуда! Огромные красочные холсты, налитые доверху чувством и светом. Сочные прекрасные работы импрессионистов в новом образе, показанные глазами нового искусства. Да и не только инсталляция. Сам музей должен поразить. Наше время вытесняет строгие правила фотосъемки и молчаливого созерцающего блуждания среди картин. Теперь все иначе. В музее можно разговаривать и сидеть на пуфике, можно фотографировать. Тебе больше не придется проходить огромные залы. Картина сама сойдет с экрана. Вся эта кипящая свободолюбивая новизна стремится восхищать!

Но чуда нет. Его забыли захватить из прошлого. И при этом люди все равно валят толпами на «выставку без чуда». Как же так? Почему работает этот магнит успеха? И какую, собственно, цель преследует видеоинсталляция «От Моне до Сезанна»? Вопросов много. Давайте разбираться по порядку.

Я вхожу в темный зал. Из темноты светят огромные картины, звучит музыка, примерно в середине на пуфиках и лавках собралась публика, созерцающая эти гигантские сменяющие друг друга полотна импрессионистов. Сверху над произведениями текут одна за другой мысли художников. И вроде должно быть замечательно. Я со своим извечным блокнотом скромно усаживаюсь на край лавки. Смотрю. Вдумываюсь. И ничего не происходит. Как будто в финале спектакля ружье, висевшее на стене, не выстрелило. Конца света в декабре 2012-го не случилось. Такая вот странная и неожиданная пустота. Полотна мертвы. Некоторые хотя бы вызывают какую-то приятную эмоцию, но это не волшебство искусства, куда слабее. А другие вообще оставляют полное равнодушие. Одна из причин в том, что картины импрессионистов живы мазком, фактурой. Когда ты погружаешься в реальное произведение Моне или Ренуара, когда вживаешься в этот холст, то в первую очередь ныряешь в эти красочные, светоносные мазки. А на экране они не чувствуются. Совсем не то впечатление.

Ладно, подумал я разочарованно, наверно, я могу что-то осознать разумом, вынести какие-то свежие мысли из всего этого. Но афоризмы художников поданы так бессистемно и неосмысленно, как будто их швыряет в экран крепкий жилистый кочегар с картины Ярошенко, каким-то загадочным и самым неуместным образом проникший в зал. Более того, половина фраз настолько банальна и обща, что на них просто нельзя всерьез обращать внимание.

Впереди освободился пуфик. И я даже не заметил бы этого, если бы на него сразу не бросились какие-то ребята, до этого сидевшие на лавке. И так происходило каждый раз. Лавки жесткие – пуфики мягкие. Сидеть на них удобнее. Мы и пересядем… Раз уж мы говорим о современном искусстве, нужно обращать внимание на жест. Это глубокий символ. Суть выставки – в удобном пуфике, потому что он есть не что иное, как ее наиболее точная метафора. Здесь все сделано для того, чтобы было удобно. Чтобы расслабиться, нафоткать на фоне Дега или пышного Ренуара несколько десятков аватарок, посидеть на пуфике и зайти на «Вконтакте». Меньше всего на свете выставка захочет вас напрягать или давать какую бы то ни было пищу для размышлений. Зато она очень хочет нравиться. И пускается на самые дешевые трюки, чтобы добиться всеобщего расположения. Часто на экранах появляются откровенно пошлые эффекты вроде падающих лепестков роз, превращающихся в снежинки, и такие же вульгарные афоризмы, которые должны казаться впечатляющими и радовать глаз, неприученный к искусству… И дело не в том, что я против комфорта, и совсем не в антипатии к розам. Просто выставки и искусство – не для этого создаются. Они ведь для чувства, для мысли, для вдохновения и исцеления, но никак не для комфорта. Не стоит уделять ему излишнее внимание, иначе чудо теряется, теряется волшебство, размышления замерзают, а чувства ссыхаются и вянут. Грустно, что большинство людей все-таки предпочтет волшебству комфорт. Поэтому залы будут битком. Поэтому и выставка окажется популярной.

Импрессионисты ведь были художниками, в первую очередь, чувственными. Они не стремились усложнять, не писали манифестов. Они хотели дарить людям глубокие и прекрасные эмоции. Выставка эти эмоции настолько притупляет, что, думаю, художникам пришлось бы вытирать слезы. «От Моне до Сезанна», очевидно, является популяризацией искусства. Но в отличие от великолепной видеоинсталляции Гринуэя «Золотой век русского авангарда», популяризацией весьма посредственной. Однако цель достигнута. Люди приходят, людям нравится, людям удобно и приятно.

Мне стало до того скучно, что я решил отлавливать зрителей у выхода и опрашивать их. Я задавал всего два вопроса: «Каковы ваши впечатления от выставки?» и «Вынесли ли вы для себя что-нибудь новое?» И знаете, я даже не удивился, что все мнения были положительными. Уж слишком все мило получилось. Вот только со вторым вопросом оказалось сложнее. Кто-то узнал несколько новых работ. Для кого-то жанр видеоинсталляции оказался свеж. Да и все… Мне кажется, это показатель.

Выставка продлится до конца мая. И если вдруг вам захочется составить о ней свое собственное мнение, предостерегать вас не буду. И пожелаю только одного. Чтобы вы каждый раз выносили  какое-то особенное чувство и новые глубокие мысли из музейных залов.


Сорин Брут
Все статьи автора Хочу стать автором
ХОТИТЕ СТАТЬ АВТОРОМ?
Отправьте нам свою статью
Стать автором

Календарь событий

12 ноября 2015
ReForum 2015

Энергия лидерства на ReForum «Winning The Hearts» 2015

Подробнее
23 августа 2015
«Галчонок» зовет дружить

23 августа 2015 года, в саду «Эрмитаж» пройдет единственный в России инклюзивный благотворительный семейный фестиваль «Галафест».

Подробнее
23 апреля 2015
Мастерская "Осознанность: смелость быть собой"

Чтобы найти свое любимое дело, надо сначала найти себя. Чтобы найти вторую половинку, надо сначала найти первую. Как и иностранный язык, себя можно изучать годами.

Подробнее
20 марта 2015
Константин Батынков. Proкосмос

Хороший художник сочиняет собственный космос

Подробнее
УЗНАВАЙ ПЕРВЫМ самое интересное
Подпишись на рассылку
Подписаться
Войдите на yasok.ru,
чтобы получать обновления
Вы можете войти с помощью:
Или как пользователь сайта yasok.ru:
Зарегистрируйтесь на yasok.ru,
чтобы получать обновления
Вы можете зарегистрироваться с помощью:
Или как пользователь сайта yasok.ru: